iam_magnificent


Амбивалентность, как первый признак шизофрении

from SPb with love


Previous Entry Share Next Entry
сегодня. спокойствие, только спокойствие. «Левиафан» А. Звягинцев
iam_magnificent
В одном из моих любимых русских фильмов говорили, что в четверг Бога нет. Я не могу ручаться за Всевышнего, но точно знаю то хорошее, что есть в четвергах — как раз в середине недели принято обновлять расписание кинотеатров и выпускать в прокат премьеры. Этот факт, знаете ли, иногда очень помогает дожить до субботы:)

Так вот, я только что вышла из кинозала, где провела более двух часов в молчаливом созерцании нового фильма Андрея Звягинцева. Я знаю, что «Левиафан» обласкан критиками и кинопремиями, обруган людской молвой и российским патриотизмом и хочу попросить всех считающих, что это фильм про «Рашку-говняшку» удалиться сразу после окончания этого абзаца. Прежде чем вы нас покинете, я расскажу вам историю о кино без хэппи-энда. Да, знаю, современные блокбастеры и голивудские ромкомы мало подходят под это определение и поэтому так трудно представить картину Звягинцева снятой где-нибудь на Аляске. Хотя и там такое кино существует, вот только, как правило, не добирается до нашего проката, а жаль. Но очень хочу обратить ваше внимание на кино скандинавское — холодное, непреступное и не очень счастливое на первый взгляд, хотя и весьма занимательное. Совсем недавно Оскар за лучший иностранный фильм взяла «Охота» Томаса Винтербенга, в которой мало счастливого, да и энд не совсем хэппи. А чудесная мега-оптимистичная картина «Ты, живущий» душечки Роя Андерссона — мой любимый «антидепрессант». В общем, начните с них, после, если духовные скрепы будут ещё «поскрипывать», зовите — с удовольствием поделюсь с вами своим топ-50 подобных фильмов. На этом мы с вами, мои многоуважаемые русские патриоты, и распрощаемся.
И перейдём непосредственно к великому искусству кинематографа. Начать наверно нужно с того, что оператор Михаил Кричман, который, если я не ошибаюсь, работал со Звягинцевым на всех его фильмах, один лучших российских специалистов, держащих камеру в руках. Я смело готова списать 50 процентов успеха «Левиафана» на визуальный ряд, выстроенный режисёром и воплощенный оператором. Созерцательность всегда была отличительной чертой фильмов Андрея Звягинцева, и я не знаю, кто придумал это замечательную фишку с переводом фокуса в одной затяжном кадре, но, бесспорно, подобные изюминки и остаются ярким пятном в твоих воспоминаниях и картине.
Я не знаю, виноват ли Станиславский и его школа в том, что так хороши актёры в своих ролях, или всё дело в сценарии и диалогах. Оказавшаяся в тупике между мягкотелым мужем, эмоциональным пасынком, бесчувственным любовником и абсолютной безысходностью существования героиня Елены Лядовой одними глазами доносит до нас молчаливый монолог в стиле Катерины Островского и, также как она, находит путь решения своих проблем. Разве что не в Волгу, но скала вполне себе обстоятельная.
Пожалуй то единственное, на что я могу сетовать — это некоторая топорность метафор, используемых режиссёром. Табличка «Это не просто так» показывает свои уши так часто за эти два с небольшим часа, что в какой-то момент ты начинаёшь видеть её призрак даже там, где она не подразумевалась. Дрожащее изображение Христа на последних кадрах в стиле Тарковского, полуразрушенные лодки и пенные прибои, портреты бывших вождей на расстрел, «Владимирский централ», вереница автомобилей, отъезжающих от вновь построенной церкви, хлеб и свиньи в приходе батюшки, даже скелет кита, возникающий тут и там. «А надо ли мне что-то понимать?» — начинаешь задумываться ты, вместо того, чтобы найти в себе ту способность к смирению или борьбе, с которой никак не мог определиться главный герой.
В целом, друзья, смотрите фильмы, задумывайтесь над смыслом кинематографа и жизни, выбирайте свой путь. Хотите к Богу — идите в церковь, не хотите к Богу — идите в Московскую коллегию адвокатов.

?

Log in